Ансельм Кентерберийский

Ансельм Кентерберийский, который считается истинным отцом схоластической диалектики, направил свои старания к тому, чтобы убедиться в вере путем разума, однако с тем, чтобы вера постоянно оставалась высшим мерилом разума. Этот путь, конечно, оказался бесплодным, но так как толчок уже был сообщен, так как силы уже были направлены к изучению диалектики, из этого могла развиться более многосторонняя научная деятельность.

Она обнаружилась в ученых диспутах, которые происходили в университетах, возникавших около этого времени, — и горячие словопрения, в которые пытливые схоластики стали скоро пускаться с церковью, доказали, как сильно эти ученые уроки фехтования, эти умственные турниры способствовали повсеместному распространению свободных мыслей. Не значительный ли это шаг вперед в области умственного развития, что глубокомысленный Абеляр, который будет вечно жить в святилище поэзии со своей возлюбленной Элоизой, стал утверждать, назло церкви, в первой половине XII века, что не следует и невозможно верить чему бы то ни было такому, чего не понимаешь?

В начале XIII века мы встречаем смелые пантеистические воззрения Амальриха Венского, который говорит, что Бог есть все, что в нем все предметы, что Бог и тварь не отличаются друг от друга; далее мы наталкиваемся на еретические толкования, что Христос присутствует в хлебе святых даров точно на столько же, на сколько и во всяком другом хлебе, что нет никакого воскресения плоти, что нет ни рая, ни ада, потому что всякий носит в собственной груди и рай, и ад, что поклонение святым — нелепость и что папа — настоящий антихрист.

Ближайшее знакомство с произведениями Аристотеля, которым мы обязаны арабской и еврейской учености Аверроэса и Маймонида, расширило диалектический арсенал схоластики, которая достигла высшей степени своего блеска в лице германского мыслителя Альберта из швабского города Боллыптед-та, которого называют Альбертом Великим, и неаполитанца Фомы Аквин-ского. Благодаря своей учености и своему механическому искусству Альберт слыл в народе волшебником, чем-то вроде предшественника доктора Фауста; но по части спекулятивного основания христианской догматики Фома сделал самое важное, что только можно было сделать в области схоластики. Она произвела сильное влияние и на Германию, хотя здесь гораздо сильнее развилась ее мистическая сторона (выразившаяся в Таулере и Сузо), чем скептическое направление.

This entry was posted in Исторические новости. Bookmark the permalink.

Comments are closed.