положены земледельческие хозяйства

В выти сначала были положены земледельческие хозяйства. Поселения рыболовов, бобровников, бортников, а также оброчные деревни, платящие денежную ренту, были описаны вытями несколько позднее.

На величину выти и норму повинности с нее на первоначальном этапе оказала влияние все та же широко бытовавшая традиция расчетов: «на пять шестой». В правосознании древнерусского крестьянства достаточно прочно укоренилось представление, что обрабатываемый им надел — это как бы его собственность, доходами с которой он вправе распоряжаться единолично. Взамен он должен обработать какую-то часть господской земли, прибыль с которой поступала сеньору.

Таким образом, согласно его идеалистическому мировоззрению доход господину шел не с надела, а с дополнительной господской земли. Класс феодалов в лице правительства при введении выти в качестве окладной единицы стремился (или был вынужден) сохранить сложившийся стереотип восприятия распределения доходов между крестьянином и господином. На выть клалось пять десятин в одном поле (это как бы крестьянская земля, крестьянский надел) + дополнительная десятина (2 дес. в двух полях), которые в качестве своеобразной платы за надел обрабатывались на сеньора.

«А положено на выть пашни по шесть десятин и с тою десятиною, что им дана для посопного хлеба». «А положено на выть добрые земли по шесть десятин и с тою десятиною, которая дана пахати для посопного хлеба». Показательно, что при фиксации натуральной и денежной ренты в конце XV — первой половине XVI в. она указывалась не на надел или выть, а лишь на «дополнительную» десятину. Угличский и звенигородский князь Андрей Васильевич повелел в 1490 г. игуменам Савво-Сторожев-ского монастыря взимать с монастырских сел «за дань и за все пошлины с десятины по пяти алтын, да по десяти гривенок масла, да по два сыра, да по овчине». Доход посельскому зафиксирован по тому же обычаю: «с десятины по две денги на праздник». В Долговой книге 1532 г. Иосифо-Волоко-ламского монастыря помещена роспись оброков, взимаемых с десятины (дополнительной). «В Спасском — пол 30 вытей .. . з десятины по чети. . . по шесть гривенок масла, по 50 яиц, за овчину по три деньги, нити, осмина пшеницы, осмина конопель, по две братины сметаны, по алтыну за довод и за явку». С десятины же шли пошлины посельскому на три праздника.

«В Гаврилове: з десятины по четыре алтына, по три деньги за овчину, по братине сметаны». Не зная этой особенности обложения, может создаться впечатление, что эти поборы взимались с каждой десятины крестьянского надела. Несомненным доказательством того факта, что при нормировании натуральной и денежной ренты «с десятины» под последней подразумевалась выть, является роспись оброка с тяглых деревень Краснохолмского монастыря 1564/65 г. (Бежецкий Верх). В вотчине монастыря было 208 1 /г !/ч выти. Количество дохода с выти равно доходу «с десятины». «Да с тех жо с тяглых деревень доходу по осмине хмелю.

This entry was posted in Исторические новости. Bookmark the permalink.

Comments are closed.