Возникла потребность

Возникла потребность в формировании слоя образованных людей демократического происхождения, которые, однако, находились бы под влиянием традиционных философских, политических, этических идей господствующего класса.

Инициативу взяли на себя старинные университеты, обладавшие кадрами, определенной материальной базой, а также огромным опытом воздействия на умы молодежи. Замысел заключался в том, чтобы организовать в различных городах страны курсы лекций по программе, близкой к университетской, и таким образом дать желательное направление духовному развитию будущих руководителей демократических и рабочих организаций, муниципальных чиновников и т. д.

Систематический курс лекций был начат Кембриджским университетом в 1873 году в Дерби, Ноттингеме, Лестере. Через три года в Лондоне возникло «Общество по распространению образования в народе», объединившее профессуру Кембриджского, Оксфордского и Лондонского университетов. Оно избрало своим девизом следующий афоризм: «Знания нужны человеку не для того, чтобы добывать средства к существованию, но как необходимое условие существования».

Вслед за Кембриджем и Лондоном подобные курсы были открыты в 1878 году и в Оксфорде. Однако первая попытка оказалась здесь не совсем удачной, и работа на курсах возобновилась лишь в 1885 году.

Число слушателей, посещавших систематические курсы лекций, непрерывно росло. В первый год преподавания Кембридж послал своих лекторов 10 провинциальных центров, собравших 3200 слушателей, а в 1890 году в ведении Кембриджа было уже 85 центров с 11,5 тыс. слушателей.

К началу 90-х годов три ведущих английских университета насчитывали 400 учебных пунктов с 40 тыс. слушателей. «Одним из важнейших результатов движения за распространение университетского образования, — отмечает английский исследователь Р. Пирс, —было возникновение на их базе новых университетов в Ливерпуле, Манчестере и других городах».

This entry was posted in Исторические новости. Bookmark the permalink.

Comments are closed.